«Тесла»: что будет с компанией (спойлер — ничего хорошего)

Вы все еще считаете, что круче «Теслы» ничего быть не может? Между тем, с большой долей вероятности можно предположить, что судьба «Теслы» будет довольно печальной. Как и многих революционеров

Илон Маск — гений. Ему удалось сделать так, что понятие электромобиль нынче ассоциируется с маркой «Тесла». Однако часто люди или компании, которые совершили какой-то прорыв, потом не способны им воспользоваться в полной мере. Часто не хватает денег или опыта, порой у людей пропадает «драйв», а в некоторых случаях просто так складываются обстоятельства. Примеров в истории более чем достаточно: смартфон начала выпускать шведская компания Ericsson (причем за 7 лет до Apple), первый ноутбук делала фирма Osborne Computer (и где она сейчас вообще?), а телевизоры появились под маркой Western Television и так далее. Конечно, Маск не первый, кто наладил сборку электромобилей — первые появились более 120 лет назад. Но именно он сумел наладить в 21 веке массовое производство таких автомобилей. Однако почему все чаще стали говорить о том, что «Тесла» находится на излете?

Проблема с выпуском

У Tesla нет секретного соуса, они используют те же литий-ионные батареи, что и все остальные. Компания не делает ничего такого, что не могло бы быть скопировано другими игроками автомобильного рынка. В текущем положении дел они не дотянут до 2019 года.
Роберт Лутц

бывший топ-менеджер GM, Ford, Chrysler, BMW

Господин Лутц сказал эти слова еще в прошлом году, и пока у нас нет причин ему не верить. В 3 квартале 2017 года Tesla показала убыток в 671 млн долларов, в 4-м — в 675 млн, а первые три месяца 2018 года принесли рекордные минус 709,6 млн. По некоторым подсчетам каждую минуту Tesla теряет по 6,5 тыс. долларов! Разумеется, все это вызывает недовольство инвесторов, а на последней конференции Маску стали напрямую задавать вопросы — «Где деньги?». И знаете, что Илон ответил? «Ваши вопросы скучные, давайте дальше». Оно и понятно — гораздо интереснее рассуждать о том, как «Тесла» бороздит просторы космоса, чем отвечать на «плохие» вопросы. И многие это понимают — после выступления Маска стоимость акций «Тесла» упала сразу на 5,6%.

Проблем у компании хватает. Начать хотя бы с того, что «Тесле» до сих пор не удалось в полной мере наладить серийное производство своей Model 3, на которую было так много надежд. Помнится, во время ее премьеры в июле 2017 года Илон Маск обещал, что в декабре он будет производить по 5000 автомобилей в неделю, а к 2018 году — по 10 000. А что в итоге? Лишь в феврале 2018 года удалось выйти на рубеж в 1000 машин в неделю, а в марте с огромным трудом добраться до результата в 2000.

Хватает и других проблем: из «Теслы» уходят опытные сотрудники, Model X, которая ехала на автопилоте, попала в аварию и водитель погиб, в прессе появляются сообщения о том, что 90% собранных автомобилей имеют производственные дефекты и так далее.

Красная линия – это фактический выпуск Tesla Model 3. А синяя – это обещания Илона Маска, которые он давал во время презентации машины.

Конкуренты наступают

Однако больше всего инвесторов «Теслы» должны пугать не проблемы с массовым производством (в конце концов, их можно решить). И даже не сложности с получением в будущем поддержки от властей США или возможная отмена льгот для покупателей электрокаров (Дональд Трамп уже не раз заявлял, что пора прекратить тратить бюджетные средства на производителей электрокаров).

Уход «вау-фактора» — вот что может убить «Теслу». Ведь что для нас сейчас Tesla? Это машина из будущего, это символ высоких технологий и прогресса. Именно поэтому за Tesla Model S и кроссовер Model X в России просят по 13-17 млн рублей!